Preview

Эпосоведение

Расширенный поиск

Репрезентация концепта БОГАТЫРЬ В ГНЕВЕ в ранних текстах олонхо: прототип и варианты

https://doi.org/10.25587/d5787-1930-5942-q

Аннотация

   Актуальность исследования исходит из необходимости освещения эпической формульности в контексте когнитивной лингвистики, которая в настоящее время приобретает все большее значение.

   Поскольку эпическое сказительство является коммуникативным актом, то в нем обнаруживаются акты семиозиса и номинативные акты, предполагающие наличие когнитивной инфраструктуры в каждом участнике коммуникации. В этой связи особо интересным представляется описание видения эпического мира сказителем-олонхосутом, которое находит отражение в коллективных знаниях эпической аудитории. В свою очередь структура коллективных знаний выполняет функцию универсальных схем восприятия и осмысления новых знаний. Потому сказитель при каждом исполнении олонхо структурирует его так, чтобы она стала частью общего сознания.

   Целью настоящей статьи является выявление стркутуры концепта БОГАТЫРЬ В ГНЕВЕ, репрезентированного в ранних записях якутского олонхо в диахроническом аспекте.

   Под термином концепт мы понимаем гештальт – оперативную единицу в мыслительных процессах, актуализируемую эпическими формулами, состоящими из ритмико-синтаксических параллелизмов. При анализе репрезентации концепта БОГАТЫРЬ В ГНЕВЕ были применены методы концептуального и когнитивно-матричного анализа в рамках прототипического подхода. В результате исследования установлено, что в пределах категории исследуемого концепта обнаруживается прототип, состоящий из вербальных референтных координат. Эти координаты объективизируются ядерными лексическими единицами, содержащими концептуальную информацию и устойчивыми словосочетаниями, раскрывающими портретное описание и эмоциональное состояние богатыря олонхо. Промежуточную позицию занимают варианты концепта, репрезентированные в более поздних текстах при помощи одиночных формул, в которых наблюдается трансформация концепта БОГАТЫРЬ В ГНЕВЕ посредством упрощения гештальта до отдельно взятой одной характеристики. Видимо, процесс упрощения концепта был продиктован развитием эпического сказительства, когда необходимость детального описания стала необязательной ввиду развития восприятия эпической аудитории. На периферии прототипа представлены авторские вариации концепта, которые свидетельствуют о наличии в сказительстве импровизаторского аспекта, где сказитель свое «уклонение» от эпических традиций санкционирует дополнительными авторскими ремарками, призванными обозначить для эпической аудитории его отступление от общепринятых норм.

Об авторе

Ю. П. Борисов
Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова
Россия

Юрий Петрович Борисов, к. филол. н., с. н. с., зав. сектором

Научно-исследовательский институт Олонхо

сектор «Лингвофольклористика»

Якутск



Список литературы

1. Пименова М. В. Концептология на современном этапе (способы исследования концептуальных структур) / М. В. Пименова // Гуманитарный вектор. – 2017. – Т. 12. – № 5. – С. 13–22.

2. Кузьмина Е. Н. Отражение архетипических моделей в «loci communes» героических сказаний народов Сибири / Е. Н. Кузьмина // Сибирский филологический журнал. – 2019. – № 2. – C. 18–26. DOI: 10.17223/18137083/67/2

3. Пухов И. В. Якутский героический эпос олонхо: основные образы / И. В. Пухов. – Москва : Издательство Академии наук СССР, 1962. – 256 с.

4. Неклюдов С. Ю. Героический эпос монгольских народов: Устные и литературные традиции / С. Ю. Неклюдов. – Москва : Наука, 1984. – 309 с.

5. Неклюдов С. Ю. Поэтика эпического повествования: пространство и время / С. Ю. Неклюдов. – Москва : Форум, 2015. – 214 с.

6. Гацак В. М. Устная эпическая традиция во времени: историческое исследование поэтики / В. М. Гацак. – Москва : Наука, 1989. – 254 с.

7. Ефремов Н. Н. Эпическая формула «Богатырь в гневе» в якутском героическом эпосе олонхо: структурно-семантическое описание / Н. Н. Ефремов // Интерпретация текста: лингвистический, литературоведческий и методический аспекты. – 2013. – № 6. – С. 204–207.

8. Оссовецкий И. А. Некоторые наблюдения над языком стихотворного фольклора / И. А. Оссовецкий // Очерки по стилистике художественной речи. – Москва : Наука, 1979. – С. 199–252.

9. Болдырев Н. Н. Язык и система знаний. Когнитивная теория языка / Н. Н. Болдырев. – Москва : Издательский Дом ЯСК, 2018. – 478 с.

10. Болдырев Н. Н. Когнитивные схемы языковой интерпретации / Н. Н. Болдырев // Вопросы когнитивной лингвистики. – 2016. – № 4. – С. 10–20.

11. Кубрякова Е. С. Язык и знание: На пути получения знаний о языке: Части речи с когнитивной точки зрения. Роль языка в познании мира / Е. С. Кубрякова. – Москва : Языки славянской культуры, 2004. – 555 с.

12. Лакофф Дж. Метафоры, которыми мы живем / Дж. Лакофф, М. Джонсон. –Москва : Едиториал УРСС, 2004. – 252 с.

13. Rosch E., Lloyd B. B. (eds.) Cognition and Categorization. – Hillsdale. New Jersey: Lawrence Erlbaum Associates. – 1978. – Pp. 27–48. (На англ. яз.)

14. Чистов К. В. Вариативность и поэтика фольклорного текста / К. В. Чистов // История, культура, этнография и фольклор славянских народов. Киев, сентябрь 1983 г. Доклады советской делегации. – Москва : Наука, 1983. – С. 143–170.

15. Попова З. Д. Когнитивная лингвистика: учебное издание / З. Д. Попова, И. А. Стернин. – Москва : АСТ: «Восток-Запад», 2009. – 314 c.

16. Остин Дж. Л. Слово как действие / Дж. Л. Остин // Новое в зарубежной лингвистике. – Вып. 17. Теория речевых актов. – Москва : Прогресс, 1986. – С. 22–131.

17. Джонсон-Лэрд Ф., Процедурная семантика и психология значения / Ф. Джонсон-Лэрд // Новое в зарубежной лингвистике. – Вып. 23. Когнитивные аспекты языка. – Москва : Прогресс, 1988. – С. 234–258.

18. Бондарко А. В. Инварианты и прототипы в системе функциональной грамматики / А. В. Бондарко // Проблемы функциональной грамматики: Семантическая инвариантность / вариативность. – Санкт-Петербург : Наука, 2003. – С. 5–23.

19. Болдырев Н. Н. Концептуальная основа языка / Н. Н. Болдырев // Когнитивные исследования языка : Выпуск IV. Концептуализация мира в языке : коллективная монография. – Москва : Институт языкознания РАН; Тамбов : Издательский дом ТГУ имени Г. Р. Державина, 2009. – С. 25–77.

20. Емельянова О. В. Когнитивная лингвистика о проблемах референции / О. В. Емельянова // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 9. Филология. Востоковедение. Журналистика. – 2004. – № 1–2. – С. 62–71.

21. Хаан Дьаргыстай: олоҥхо. – Дьокуускай : Алаас, 2016. – 232 с. (На якут. яз.)

22. Пекарский Э. К. Образцы народной литературы якутов / Э. К. Пекарский. – Санкт-Петербург : Тип. Императ. Акад. наук, 1907. – [Т. 1]. – Вып. 5, ч. 1: Тексты. – 1911. – 401–475 с.

23. Пекарский Э. К. Образцы народной литературы якутов / Э. К. Пекарский. – Санкт-Петербург : Тип. Императ. Акад. наук, 1907. – Вып. 3. – 1909. – 195–280 с.

24. Попов Н. Ф. Тойон Ньургун бухатыыр : Изд-е 2-е / Н. Ф. Попов. – Якутск : Алаас, 2015. – 304 с. (На якут. яз.)

25. Дьүлэй нэһилиэгин олоҥхоһуттара. – Дьокуускай : ГЧуоААХНПИ, 2013. – 266 с. (Образцы народной литературы якутов собранные Э. К. Пекарским) (На якут. яз.)

26. Захаров-Чээбий Т. В. Ала Булкун бухатыыр = Ала Булкун богатырь / Т. В. Захаров-Чээбий. – Якутск : Алаас, 2018. – 520 с. (На якут. и русск. яз.)


Рецензия

Для цитирования:


Борисов Ю.П. Репрезентация концепта БОГАТЫРЬ В ГНЕВЕ в ранних текстах олонхо: прототип и варианты. Эпосоведение. 2022;(2):77-87. https://doi.org/10.25587/d5787-1930-5942-q

For citation:


Borisov Yu.P. Representation of the concept THE HERO IN ANGER in olonkho’s early texts: prototype and variants. Epic Studies. 2022;(2):77-87. (In Russ.) https://doi.org/10.25587/d5787-1930-5942-q

Просмотров: 47


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2782-4861 (Online)