Семантические оппозиции зачина в якутском олонхо «Строптивый Кулун Куллустуур»
https://doi.org/10.25587/t5491-0740-8768-o
Аннотация
В условиях актуализации междисциплинарных исследований фольклора, когда наука о народном творчестве развивается в тесном контакте с лингвистикой, семиотикой, культурологией и т. д., своевременным представляется изучение содержательного аспекта эпоса олонхо на стыке разных наук. В статье рассматривается семантическое пространство языка архаического эпоса олонхо «Строптивый Кулун Куллустуур» И. Г. Тимофеева-Теплоухова, записанный В. Н. Васильевым в 1906 г. Предметом исследования служат бинарные оппозиции, предшествующие появлению мотивов фольклорного текста, являющиеся компонентами традиционного мифоэпического мира якутского олонхо.
Цель исследования – реконструировать процесс семантизации, символизации предметов, а далее показать сюжетообразующую роль семантических оппозиций в организации эпического текста.
В работе применены междисциплинарный подход, лексико-семантический, структурно-семиотический, индуктивный анализы, а также метод герменевтики. В результате исследования выявлено: семантика предметов определяется их признаками в зависимости от ситуации или контекста; динамическая природа членов оппозиций отражает различие в отношениях, степенях сопоставления между полярностями, приводящих к аксиологизации; оппозиции выстраиваются вокруг единого ствола – миротворения, предстающего «генеративной семантикой» (термин А. Ж. Греймас) хронотопа развития дальнейших эпических событий.
Новизна исследования заключается в обобщенном анализе зачина олонхо «Строптивый Кулун Куллустуур», актуализирующего разграничение символов от метафор, шире – семантическую и структурную значимость начального элемента эпического произведения по отношению ко всему корпусу эпоса.
Проведенный анализ задает вектор для последующих исследований – в направлении верификации культурной семантики предметов, носящих в себе установки народного сознания и поведения.
Ключевые слова
Об авторе
М. Т. СатанарРоссия
Марианна Тимофеевна Сатанар, канд. филол. н., научный сотрудник
Научно-исследовательский институт Олонхо
сектор «Олонховедение»
Якутск
Список литературы
1. Дмитриева А. А. Указатель сюжетов и мотивов Вилюйского региона / А. А. Дмитриева // Наука и образование. – 2007. – № 2. – С. 197-200.
2. Толстая С. М. Образ мира в тексте и ритуале / С. М. Толстая. – Москва : Русский фонд содействия образованию и науке, 2015. – 528 с.
3. Апресян Ю. Д. Исследования по семантике и лексикографии / Ю. Д. Апресян // Апресян Ю. Д. Парадигматика : Т. 1 – Москва : Языки славянских культур, 2009. – 568 с.
4. Мелетинский Е. М. Поэтика мифа / Е. М. Мелетинский. – Москва : Восточная литература, РАН, 2000. – 407 с.
5. Неклюдов С. Ю. Морфология и семантика эпического зачина в фольклоре монгольских народов / С. Ю. Неклюдов ; под ред. И. С. Смирнова // Китай и окрестности : мифология, фольклор, литература : к 75-летию акад. Б. Л. Рифтина. – Москва : РГГУ, 2010. – С. 185–198.
6. Мелетинский Е. М. Миф и историческая поэтика : Избранные статьи. Воспоминания Е. М. Мелетинский. – Москва : РГГУ, 2018. – 695 с.
7. Тимофеев-Теплоухов И. Г. Строптивый Кулун Куллустуур : олонхо / И. Г. Тимофеев-Теплоухов ; сказитель И. Г. Тимофеев-Теплоухов ; отв. ред. А. С. Мирбадалева. – Москва : Главная редакция восточной литературы, 1985. – 608 с. (На якутском и рус. яз.)
8. Сатанар М. Т. К вопросу семантической интерпретации эпической формулы «три якута, четыре якута» / М. Т. Сатанар // Вестник КИГИ РАН. – 2019. – № 1. – С. 134-148. – DOI: 10.22162/2619-0990-2019-41-1-134-148.
9. Иванов В. В. Чёт и нечёт : Асимметрия мозга и знаковых систем / В. В. Иванов. – Москва : Советское радио, 1978. – 184 с.
10. Куприянова Е. С. Символика образа кукушки в якутском и башкирском эпосах (на материале олонхо “Строптивый Кулун Куллустуур” и кубаира “Урал-батыр”) / Е. С. Куприянова // Молодой ученый. – 2011. – № 8 (31). – С. 24-27.
11. Семенова Л. Н. Эпический мир олонхо : пространственная организация и сюжетика / Л. Н. Семенова. – Санкт-Петербург : Петербургское востоковедение, 2006. – 232 с.
12. Жиркова Е. Е. Образная лексика в характеристике персонажей в северных олонхо / Е. Е. Жиркова // Ысыах олонхо в Намском улусе: возрождение, сохранение и популяризация : сборник материалов X Республиканской научно-практической конференции. – Якутск : Медиа-холдинг Якутия, 2019. – С. 52-56.
13. Жиркова Е. Е. Лексико-семантические особенности образной лексики якутского и бурятского языков Е. Е. Жиркова // Мир науки, культуры и образования. – 2020. – № 6 (85). – С. 509-511.
14. Анисимов Р. Н. Зооморфные компоненты в составе фразеологизмов якутского языка, характеризирующих человека / Р. Н. Анисимов // Сибирский филологический журнал. –2016. – № 4. – С. 203-218. – DOI: 10.17223/18137083/57/18.
15. Габышева Л. Л. Фольклорный текст: семиотические механизмы устной памяти / Л. Л. Габышева. – Новосибирск : Наука, 2009. – 143 с.
16. Кузьмина А. А. Указатель сюжетных мотивов самозаписей олонхо (на материале творчества С. С. Егорова) / А. А. Кузьмина // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2016. – № 3 (57). – С. 30-33.
17. Кулаковский А. Е. Научные труды / А. Е. Кулаковский. – Якутск : Книжное издательство, 1979. – 484 с.
18. Габышева Л. Л. Символическое значение номинаций металлов в эпосе якутов и других тюркских народов / Л. Л. Габышева // Вестник СВФУ. – 2012. – № 3. – С. 115-120.
19. Ноговицын В. П. Естественно-научный взгляд на якутский балаган / В. П. Ноговицын [и др.] // Вестник СВФУ. – 2015. – № 2. – С. 129-139.
20. Петрова С. И. Народный костюм якутов : историко-этнографическое и искусствоведческое исследование / С. И. Петрова. – Новосибирск : Наука, 2013. – 206 с.
21. Каратаев В. О. Якутский героический эпос «Могучий Эр Соготох» / В. О. Каратаев // Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока. – Новосибирск : Наука, 1996. – 440 с.
22. Борисов Ю. П. Ритмико-синтаксические параллелизмы в инвариантных текстах олонхо / Ю. П. Борисов // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия : Эпосоведение. – 2016. – № 3 (03). – С. 24-33. – DOI: 10.25587/SVFU.2016.3.10864.
23. Гоголев А. И. Истоки мифологии и традиционный календарь якутов / А. И. Гоголев. – Якутск : Издательство Якутского университета, 2002. – 104 с.
24. Толстая С. М. Семантические категории языка культуры : очерки по славянской этнолингвистике / С. М. Толстая. – Москва : Либроком, 2010. – 368 с.
25. Габышева Л. Л. Традиционная картина природы в олонхо : глубинный смысл / Л. Л. Габышева // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия : Эпосоведение. – 2019. – № 3 (15). – С. 78-87. – DOI: 10.25587/SVFU.2019.15.36601.
26. Ойунский П. А. Якутская сказка (олонхо), ее сюжет и содержание / П. А. Ойунский. – Якутск : Издательский дом СВФУ, 2016. – 120 с.
27. Избекова Е. И. Числительные в олонхо: структура и семантика : монография / Е. И. Избекова. – Якутск : Издательский дом СВФУ, 2014. – 152 с.
28. Сагалаев А. М. Урало-алтайская мифология : символ и архетип / А. М. Сагалаев. – Новосибирск : Наука, 1991. – 155 с.
29. Гаврильева Р. С. Кумысный чорон, миф и обрядовая поэзия якутов / Р. С. Гаврильева // Язык-миф-культура народов Сибири : сборник научных трудов. – Якутск : Издательство ЯГУ, 1991. – С. 79-91.
30. Габышева Л. Л. К семиотической интерпретации функций чорона / Л. Л. Габышева // Фольклор и современная культура : сборник научных трудов. – Якутск : СО РАН ЯИЯЛИ, 1991. – С. 115-119.
31. Элиаде М. Аспекты мифа / М. Элиаде ; перев. с франц. В. П. Большакова. – Москва : Академический проспект, 2010. – 256 с.
32. Дандес А. Фольклор : семиотика и / или психоанализ : сборник статей / А. Дандес ; перев. с англ. А. С. Архипова. – Москва : Восточная литература, 2003. – 279 с.
Рецензия
Для цитирования:
Сатанар М.Т. Семантические оппозиции зачина в якутском олонхо «Строптивый Кулун Куллустуур». Эпосоведение. 2022;(1):79-94. https://doi.org/10.25587/t5491-0740-8768-o
For citation:
Satanar M.T. Semantic oppositions of introductions in the Yakut olonkho “Kulun Kullustuur the Rude”. Epic Studies. 2022;(1):79-94. (In Russ.) https://doi.org/10.25587/t5491-0740-8768-o