Preview

Эпосоведение

Расширенный поиск
№ 1 (2022)
Скачать выпуск PDF
51-58 43
Аннотация

   Актуальность настоящего исследования обусловлена тем, что эпос и фольклор приобретают все большее значение и приобрели новые измерения вследствие усложнения современной гуманитарной сферы.

   Эпос и фольклор активно используются в культурных проектах, включающих фундаментальные вопросы образования и воспитания.

   Поэтому задачами настоящего исследования являются оценка возможности их использования в современной культуре как её универсальные инварианты.

   Универсализм и междисциплинарность являются приоритетами современной методологии, поскольку могут опираться на опыт смежных научных областей. Их развитие трансформируется в трансдисциплинарность. В результате использования этих подходов рассмотрена «Эпическая модель мира», где в историческом контексте рассматриваются семиотическая, культурологическая, социогуманитарная, естественно-научная сферы современного гуманитарного знания. Социогуманитарная сфера синхронического среза развиваемых исследований тесно взаимодействует с естественнонаучной сферой и продолжается в ней, что иллюстрируется работами Дж. Фрэзера и З. Косидовского. Исследования также опираются на «расширяющееся фольклорно-мифологическое пространство», где происходит изменение представлений о человеке, его культурно-социогуманитарной среды за счет привлечения к исследованию все новых дисциплин: поэтики, герменевтики, феноменологии, эстетики, теории коммуникаций и других современных дисциплин. Вся эта методология применена к якутскому мифу и фольклору, а через них и к якутскому героическому эпосу как одному из наиболее глубоких и многогранных среди всего мирового эпического наследия. Олонхо постоянно связано с пределами своего повествования (временными, пространственными, энергетическими). Литературная поэтика рассматривает сущность и основные законы формирования олонхо. Герменевтика предлагает истолкование трудных для восприятия мест. Феноменология проводит послойное истолкование текста и его анализ с точки зрения автора (сказителя) и читателя, каждый из которых опирается на своё разделение текста на слои исследования (фонетический, семиотический, фигур и тропов и т. д.). Эстетический подход объединяет поэтические и музыкальные ритмы эпоса, его историческую канву с инвариантами современной культуры. Теории коммуникаций вовлекают в поле этого процесса планетарные оболочки, интернет, сети культуры, науки, образования. Настоящее исследование будет иметь продолжение в развитии трансдисциплинарного подхода применительно к мифу, фольклору и эпосу, что позволит обосновать совокупность различных взглядов из смежных областей, объединенных авторской концепцией предельных динамических равновесий.

59-67 61
Аннотация

   Духовно-нравственные, философские основы олонхо получили освещение в трудах ведущих исследователей олонхо: философов, основоположников якутской литературы. Как основное содержание олонхо выявлены гуманизм, патриотизм, преклонение перед героизмом. Подчеркнуто, что в олонхо отразились глубинные истоки мировоззрения, космогонические представления, культ природы, мифологизм, в основе – идея «счастья и благополучия всего племени» (И. Пухов). Народнопоэтические традиции олонхо сыграли определяющую роль в развитии жанров якутской литературы, в т. ч. жанра исторического романа. Динамика жанровой эволюции якутской прозы во второй половине XX века определяет актуальность исследования жанра исторического романа в аспекте традиций и новаторства. Литературный процесс рассматриваемого периода знаменателен новым интересом к народнопоэтическому наследию, олонхо и преданиям. Возросший уровень национального самосознания в новых социально-исторических обстоятельствах обусловил активное обращение к богатству этнокультурной памяти народа.

   В статье поставлена цель выявления роли олонхо в духовно-нравственном формировании личности в жанре исторического романа.

   Методологические подходы: историко-литературный, типологический, концептуальный. В творчестве якутских писателей разных поколений выражены духовно-нравственные истоки, основанные на развитии народнопоэтических традиций: глубокий патриотизм, традиционные верования, богатство образного языка. Народнопоэтические традиции претерпели сложную эволюцию на протяжении истории якутской литературы. Традиции эпического повествования и мифологическая поэтика претворяются в литературном произведении многопланово: в сюжетно-мотивной системе, в композиционном строении, в своеобразии ритма и стиля, в принципах характерологии, в авторской позиции, в нравственно-философской концепции в целом. Все эти особенности своеобразно проявились в поэтике ведущих жанров, о чем свидетельствует и эволюция жанра романа. Новый характер историзма в жанре романа отчетливо проявился в якутской литературе последнего десятилетия XX века. Качественное обновление эпических традиций отличает произведения В. Яковлева-Далана, Н. Петрова, И. Гоголева, П. Харитонова-Ойуку, Н. Лугинова, Е. Неймохова и др., освещающих разные периоды истории народа. Как свидетельствует опыт многих литератур, становление жанра исторического романа на новом этапе свидетельствует о высоком уровне развития литературы. Эпическая масштабность и энциклопедическая широта воссоздания народной жизни присуща первому историческому роману якутской прозы – «Тыгын Дархан» В. Яковлева-Далана. Все эпическое «здание» романа пронизано заботой о духовно-нравственном здоровье молодого поколения. Творческая опора на традиции преданий и олонхо пронизывает всю сложную структуру произведения: в образно-мотивной системе, в сюжетно-композиционной организации, в своеобразии ритма и стиля, в определяющей роли авторской позиции. Эпический ритм повествования органичен жизнеописанием легендарного предводителя народа Тыгына Дархана. Естественный ритм жизни природы определяет логику художественного повествования, многопланово показана культура взаимоотношении северного народа с природным миром. Этносферу национального мира выражают концепты: олонхо, алаас, ураса, ысыах, осуохай, алгыс. Воссоздавая эпоху легендарного героя, в романе утверждается один из центральных культов народной веры – культ преемственной связи поколений, памяти истории народа. Нравственно-философская концепция романа, основанная на традициях героического эпоса, имеет большое значение в духовно-нравственном формировании личности.

68-78 50
Аннотация

   Статья посвящена рассмотрению фразеологических единиц адыгейского языка (на материале адыгского нартского эпоса) с соматическим компонентом акъыл «ум», выражающих интеллектуальное состояние человека.

   Работа представляется актуальной в связи с тем, что фразеологические единицы с лексемой акъыл «ум» в адыгском эпосе «Нартхэр» («Нарты») не подвергались исследованию.
   Цель данного исследования состоит в изучении фразеологических единиц с компонентом акъыл «ум», существующих в адыгейском языке (на материале адыгского нартского эпоса).

   В связи с этим поставлены следующие задачи: проанализировать компонент – соматизм акъыл «ум» в контексте его употребления в адыгских фразеологических единицах нартского эпоса; выявить их полные эквиваленты в русском языке; изучить стилистические оттенки фразеологических единиц с акъыл «ум» в нартском эпосе адыгов.

   Для достижения цели используются семантический, сравнительный и переводческий анализы.

   Научная новизна заключается в анализе некоторых особенностей функционирования лексемы-соматизма акъыл «ум» в составе фразеологических единиц адыгского нартского эпоса, обозначающих интеллектуальное, физиологическое, психологическое состояние человека и его внешнее проявление.

   Данное исследование опирается на научные труды В. В. Виноградова, Н. М. Шанского, А. И. Молоткова, А. И. Фёдорова, Ю. А. Тхаркахо, М. М. Магомедханова, Е. А. Быстровой и других учёных. В результате проведённого исследования мы пришли к выводу, что некоторые фразеологические единицы с компонентом акъыл «ум» в адыгейском и русском языках свидетельствуют о полных эквивалентах и значительном сходстве на семантическом уровне, что обусловлено общностью понятий носителей разных языков. Теоретическая и практическая значимость работы заключается в использовании материала фразеологических единиц с соматическими компонентами при создании курса лекций по современному адыгейскому языку и по адыгской фразеологии, в составлении фразеологических словарей, при дополнении существующего «Фразеологического словаря адыгейского языка» (1980) Ю. А. Тхаркахо.

79-94 50
Аннотация

   В условиях актуализации междисциплинарных исследований фольклора, когда наука о народном творчестве развивается в тесном контакте с лингвистикой, семиотикой, культурологией и т. д., своевременным представляется изучение содержательного аспекта эпоса олонхо на стыке разных наук. В статье рассматривается семантическое пространство языка архаического эпоса олонхо «Строптивый Кулун Куллустуур» И. Г. Тимофеева-Теплоухова, записанный В. Н. Васильевым в 1906 г. Предметом исследования служат бинарные оппозиции, предшествующие появлению мотивов фольклорного текста, являющиеся компонентами традиционного мифоэпического мира якутского олонхо.

   Цель исследования – реконструировать процесс семантизации, символизации предметов, а далее показать сюжетообразующую роль семантических оппозиций в организации эпического текста.

   В работе применены междисциплинарный подход, лексико-семантический, структурно-семиотический, индуктивный анализы, а также метод герменевтики. В результате исследования выявлено: семантика предметов определяется их признаками в зависимости от ситуации или контекста; динамическая природа членов оппозиций отражает различие в отношениях, степенях сопоставления между полярностями, приводящих к аксиологизации; оппозиции выстраиваются вокруг единого ствола – миротворения, предстающего «генеративной семантикой» (термин А. Ж. Греймас) хронотопа развития дальнейших эпических событий.

   Новизна исследования заключается в обобщенном анализе зачина олонхо «Строптивый Кулун Куллустуур», актуализирующего разграничение символов от метафор, шире – семантическую и структурную значимость начального элемента эпического произведения по отношению ко всему корпусу эпоса.

   Проведенный анализ задает вектор для последующих исследований – в направлении верификации культурной семантики предметов, носящих в себе установки народного сознания и поведения.

95-103 55
Аннотация

   Якутское олонхо уникально сохранением в нем древнего остова эпической сюжетики, сюжетных мотивов, образной системы, образно-художественного языка. Статья посвящается изучению текстов современных авторских произведений в стиле олонхо с целью выявления сохранения в них устойчивых аутентичных эпических традиций, так как в олонхо, в традиционном его понимании, недопустимы искажения и неправильные интерпретации компонентов эпической культуры, созданной сказителями за многие века.

   Следование традиционным канонам своего национального эпоса является средством сохранения самобытной культуры народа, и потому очевидна актуальность исследования.

   Предлагается текстологический анализ сюжетно-композиционного строя, мотивного состава, образной системы современных произведений в стиле олонхо.

   Новизна исследования заключается во введении в научный оборот ранее неопубликованных и неисследованных текстов авторского олонхо Л. С. Афанасьевой и В. В. Семеновой.

   Источником исследования отобраны авторские произведения, написанные и исполняемые в стиле олонхо талантливых сказителей современности В. В. Семеновой «Көмүс үүннээх, Күүстээх күөннээх, Көгөччөр аттаах, Куоппат куойбат, Куттаҕаһа суох Күн Дибилитэр бухатыыр» (“Богатырь Кюн Дибилитэр”), Л. С. Афанасьевой «Эрэли Бэргэн» (“Богатырь Эрэли Бэргэн”) Верхневилюйского улуса. Результат исследования приведет к установлению сохранения в них устойчивых традиционных элементов, выявлению особенностей современных произведений в стиле олонхо, трансформаций. По итогам анализа установлено: в целом современные авторские произведения В. В. Семеновой, Л. С. Афанасьевой созданы по традиционным канонам якутского национального эпоса. В них придерживаются каноны сюжетно-композиционного строя, мотивного состава и образной системы. В них описывается героическое сватовство богатырей айыы, сражение с богатырями абаасы и их возращение на родину с победой. Авторскими привнесениями являются образ шамана, помогающего богатырю с созвездия Юрдэл, демонстрация матерью невесты простыни – свидетельства чистоты невесты после проведенной молодоженами трех ночей любви, детальное описание ысыаха-уруу («Эрэли Бэргэн»), мотив дождя из бело-молочного божественного напитка, превратившегося в озеро, отсутствие описания встречи богатыря с женой на родине богатыря (“Богатырь Кюн Дибдилитэр”). Встречающиеся авторские привнесения – в пределах допустимости, они не влияют на общую картину. Все это приводит к мысли: якутский эпос олонхо, испытывая некоторые изменения, продолжает бытовать в своем традиционном аутентичном понимании.

104-114 96
Аннотация

   Издревле у каждой нации были истории про вечных героев, которые передавались из уст в уста. Если в одних сказаниях они были значимы героическими подвигами, то в других оставили след в истории народа. Среди них есть еще такие герои, которые умели любить и были верны любимому человеку до конца своей жизни. Народ идеализировал этих героев, обогатил положительными качествами, которые хотел увидеть в них. История любви этих героев сохранились в устных и рукописных формах. В фольклористике эти сказания или истории имеют определенное название-романический эпос. У тюркских народов, испытавших влияние персов, в т. ч. у татар, их именуют дастаном или кыйссой. В процессе изучения романических дастанов мировозрение и характерные особенности главных героев дают возможность узнать о духовных ценностях и об идеалах татарского народа.

   Актуальность данного исследования обусловлена недостаточностью изучения системы образов в татарских романических дастанах.

   Материал для исследования составляют тексты эпосов любовного характера, бытующие у татар, как «Лейла и Меджнун», «Тахир и Зухра», «Кузы-Курпяч и Баян-сылу», «Сказание о Йусуфе», «Сайфульмулюк» и др.

   Цель статьи – определить главные качества героев, их характерные особенности в татарских романических дастанах.

   Для достижения поставленной цели решены следующие задачи: выявлены главные герои любовного эпоса татар, рассмотрено их поведение в разных ситуациях, сопоставлены характерные качества главного героя фольклорных вариантов с героями тюркских и персидских поэм.

   В данной статье применяются сравнительно-сопоставительные и историко-типологические методы. Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что, у каждого варианта довольно много фольклорных вариантов и литературных версий. Что касается главных героев, несмотря на наличие большого количества вариантов, в основном, они не изменяются, их внешний вид и выполняемая в дастанах роль остаются неизменными. Это постоянство сохраняется и в литературных произведениях, но основные образы, отраженные в татарском народном творчестве, обогащаются таким качествами, как терпение и решительность.

РЕЦЕНЗИИ



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2782-4861 (Online)