Выдающиеся наставники стиля Эрсары
https://doi.org/10.25587/SVFU.2022.82.52.002
Аннотация
Музыкальная культура туркменского народа характеризуется изобилием жанров и исполнительских традиций. Эрсары – одно из крупнейших туркменских племён, проживающее в Лебабском регионе. Стиль пения бахши эрсары отличается своеобразной мягкой и мелодичной подачей голоса, что выделяет их на фоне других локальных школ. Музыкально-поэтическому наследию певцов эрсары посвящен ряд статей местных журналистов, есть опубликованные в газетах и журналах воспоминания старейшин об отдельных выдающихся певцах-бахши и носителях эпической традиции. Вместе с тем, специальных исследований, раскрывающих с научной точки зрения всю панораму бытования школы эрсары (эрсары ёлы), репертуар, тембровую самобытность и другие исполнительские особенности бахши данного направления, до сегодняшнего дня предпринято не было.
Цели данной статьи – описать видных представителей школы эрсары, соблюдая хронологию их жизнедеятельности, охарактеризовать жанровый репертуар и своеобразие исполнительского стиля данной школы.
Для достижения поставленной цели использованы исторический и сравнительно-типологический методы исследования. В работе впервые предпринята попытка музыковедческого анализа вопросов, касающихся исполнительского репертуара, жанрового разнообразия и стилевых особенностей бахши эрсары.
Новизна и актуальность статьи – в том, что она содержит информацию о богатейшем фонде жанров, характерных для данного региона, но пока еще не введенных в научный оборот.
Представленные сведения об исполнительском стиле эрсары заполнят пробел в описании уникальных направлений школ туркменских бахши. Результатами исследования являются впервые представленная хронологическая информация о наставниках и последователях школы эрсары, характеристика их исполнительских особенностей. Описанные в статье жанровые разновидности бахши эрсары представляют интерес как для музыковедов, так и для народных исполнителей других школ. Отдаленность Лебапского региона от столичного центра Туркменистана повлияла на сохранение исполнителями эрсары самобытных вокальных, инструментальных и эпических жанров. Подобные жанровые разновидности со своими специфическими особенностями были широко распространены и в других исполнительских направлениях, однако большинство из них на сегодняшний день вышли из исполнительской практики.
Ключевые слова
Об авторе
Р. А. ЭргешеваТуркменистан
Рахат Аллабердыевна Эргешева, педагог
Туркменабад
Список литературы
1. Ахмедова М. Э. Музыкальное искусство туркменского народа / М. Э. Ахмедова // Памятники Туркменистана. – 1973. – № 2/16. – С. 13–15.
2. Курбанова Д. А. Музыкальное наследие туркмен: жанры и форма / Д. А. Курбанова. – Рига : Lambert Academic Publishung RU, 2018. – 160 с.
3. Ahmedow A. S. Dutaryň owazy – halkymyň sazy. – Aşgabat : Türkmenistan, 1983. – 128 s. (На туркменском яз.)
4. Гуллыев Ш. Г. Искусство туркменских бахши / Ш. Г. Гуплыев. – Ашхабад : Ылым, 1985. – 260 с.
5. Джикиев А. Д. Очерки происхождения и формирования туркменского народа в эпоху средневековья / А. Д. Джикиев. – Ашхабад : Туркменистан, 1991. – 336 с.
6. Möwlamow A. М. Bagşyçylygyň ärsary ýoly we Kyrkar bagşy // Türkmen Gündogary. – 28. 03. 1998. – S. 2–4. (На туркменском яз.)
7. Möwlamow A. М. Halypalaryň ýoly bilen // Türkmen Gündogary. – 17.11.1996. – S. 3. (На туркменском яз.)
8. Gylyjow A. G. Miras. – Çärjew : Çärjew çaphanasy, 1991. – 62 s. (На туркменском яз.)
9. Atakow Ö. Ärsary ýolunuň ussady // Türkmen Gündogary. – 16. 09. 1994. – S. 2. (На туркменском яз.)
10. Atakow Ö. Halypalar hem şägirtler. – Çärjew : Sakar şäherçesi, 2011. – 25 s. (На туркменском яз.)
11. Atakow Ö. Saz içre söz gezer. – Çärjew : Sakar şäherçesi, 2012. – 15 s. (На туркменском яз.)
12. Басилов В. Н. Культ святых в исламе / В. Н. Басилов. – Москва : Мысль, 1970. – 170 с.
13. Жирмунский В. М. Эпическое творчество народов Средней Азии / В. М. Жирмунский // Народно-героический эпос. – Москва-Ленинград : Гос. изд-во худ. лит-ры, 1962. – С. 195–241.
14. Мелетинский Е. М. Происхождение героического эпоса (Ранние формы и архаические памятники) / Е. М. Мелетинский. – Москва : Изд-во восточной литературы, 1963. – 462 с.
15. Сагатов И. Т. Каракалпакский героический эпос / И. Т. Сагатов. – Ташкент : Изд-во АН Уз. ССР, 1962. – 160 с.
16. Каррыев Б. А. Эпические сказания о Героглы у тюркоязычных народов / Б. А. Каррыев. – Москва : Наука. Гл. ред. вост. лит-ры, 1968. – 260 с.
17. Kösäýew M. Edebiýat barada söhbet. – Aşgabat : Türkmenistan, 1972. – 240 s. (На туркменском яз.)
18. Mämmetýazow B. «Görogly» eposynyň genezisy hakynda. – Aşgabat : Ylym, 1982. – 120 s. (На туркменском яз.)
19. Успенский В. А. Туркменская музыка / В. А. Успенский, В. М. Беляев. – Алматы : Фонд Сорос-Казахстан, 2003. – 832 c.
20. Abubakirowa N. N. Türkmen halk aýdymlarynyň gözbaşlary. – Aşgabat : Bilim, 1980. – 24 s. (На туркменском яз.)
21. Гуллыев Ш. Г. Туркменская музыка (Наследие) / Ш. Г. Гуллыев. – Алматы : Фонд Сорос-Казахстан, 2003. – 208 с.
22. Жераньска-Коминек С. Туркменский бахши: шаман и / или артист? / С. Жераньска-Каминек // Известия Академии наук Туркменистана. Гуманитарные науки. – 1992. – № 4. – С. 68–75.
23. Nurymow Ý. N. Halypalara hatyra. – Aşgabat : Ylym, 2013. – 88 с. (На туркменском яз.)
24. Gapurow M. Türkmen saz folklory. – Aşgabat : Ylym, 2016. – 208 s. (На туркменском яз.)
25. Исполнительские направления туркменского эпического искусства / составители : М. К. Курбанов, А. Г. Готуров, О. Х. Ходжаназарова. – Ашхабад : TDNG, 2017. – 272 с. (На туркменском, рус. и англ. яз.)
26. Gurbanowa J., Ýakubowa B. Türkmen halk saz döredijiligi. – Aşgabat : TDNG, 2012. – 184 s. (На туркменском яз.)
27. Бердымухамедов Г. М. Бахши – предвестники народного счастья / Г. М. Бердымухамедов. – Ашхабад : TDNG, 2015. – 392 с. (На туркменском, рус. и англ. яз.)
28. Görogly. Türkmen gahrymançylyk eposy / [Giriş makalasy А. Baýmyradowyňky]. – Aşgabat : TDNG, 2009. – 640 с.
Рецензия
Для цитирования:
Эргешева Р.А. Выдающиеся наставники стиля Эрсары. Эпосоведение. 2022;(3):16-29. https://doi.org/10.25587/SVFU.2022.82.52.002
For citation:
Ergesheva R.A. Outstanding mentors of Ersary’s style. Epic Studies. 2022;(3):16-29. (In Russ.) https://doi.org/10.25587/SVFU.2022.82.52.002