Коды мифологических экспозиций якутского эпоса: сравнительный анализ разновременных записей олонхо
https://doi.org/10.25587/SVFU.2022.50.90.010
Аннотация
В обществе происходят процессы трансформации во многих сферах жизни и деятельности людей. В таких условиях усиливается важность глубинных изучений мифологического сознания человека. Архаические тексты якутского эпоса олонхо имеют богатую знаковую природу, которая предстает благодатной почвой для изучения глубинных смыслов и структур. В фокусе настоящего исследования – коды зачинов разновременных фиксаций центральной эпической традиции сказительского искусства якутов.
Цель исследования – выявление кодовых конфигураций зачинов олонхо раннего и позднего периодов записей, фиксация изменений в категориях кодирования содержаний зачинов.
В работе применяются сравнительно-типологический подход, структурно-семиотический и квантитативный анализы (метод сплошной выборки, статистического анализа), метод герменевтики и индукции. Анализ позволил выявить из зачина ранней записи олонхо 264 единицы кодов, из поздней записи – 112 единиц. В обоих зачинах наблюдается иерархическое выстраивание кодов по трем уровням. Установлено, что частота употребления кодов в зачине поздней записи выше, чем в ранней. Устойчивыми во времени выявлены числовой, семический, соматический, цветовой коды. Также отмечается использование скрытого кода бессознательного и геономического кода в зачине поздней записи, отсутствующих в ранней записи. В последнем отмечаются парные сочетания двух кодов – природно-климатического, зооморфно-цветового, что не встречается в зачине поздней записи. В целом, наблюдается значительное сокращение объема зачина поздней записи в сравнении с ранней. Однако верифицируется тождественность в реализации главной функции зачинов – манифестации «представлений» хронотопов последующих событий эпосов, где коды предстают важным структурообразующим компонентом мифов. При этом «выпадение» ряда сюжетных мотивов из зачина поздней записи частично восполняется за счет повышения применений кодовых конфигураций. Отсутствие же в зачине поздней записи олонхо главного компонента мифа – героя – служит индикатором функционирования «микромифа», а не реального мифа, построенного в соответствии с мифологической моделью.
Ключевые слова
Об авторе
М. Т. СатанарРоссия
Марианна Тимофеевна Сатанар, кандидат филологических наук, научный сотрудник
Научно-исследовательский институт Олонхо
сектор «Олонховедение»
Якутск
Список литературы
1. Мелетинский Е. М. Поэтика мифа / Е. М. Мелетинский. – Москва : Восточная литература, 2000. – 407 с.
2. Дмитриева А. А. Указатель сюжетов и мотивов Вилюйского региона / А. А. Дмитриева // Наука и образование. – 2007. – № 2. – С. 197–200.
3. Неклюдов С. Ю. Морфология и семантика эпического зачина в фольклоре монгольских народов / С. Ю. Неклюдов // Китай и окрестности: мифология, фольклор, литература : к 75-летию академика Б. Л. Рифтина. – Москва : РГГУ, 2010. – С. 185–198.
4. Строптивый Кулун Куллустуур : олонхо / сказитель И. Г. Тимофеев-Теплоухов ; ответственный редактор А. С. Мирбадалева. – Москва : Главная редакция восточной литературы, 1985. – 608 с. (На якутском и рус. яз.)
5. Сатанар М. Т. Экспликация некоторых кодов мифологической системы якутского эпоса олонхо (к постановке вопроса о фольклорном времени и пространстве) / М. Т. Сатанар // Научный диалог. – 2020. – № 6. – С. 302–319. – doi: 10.24224/2227-1295-2020-6-302-319.
6. Филиппова Н. И. Собственные имена персонажей в якутском эпосе олонхо: структура и семантика / Н. И. Филиппова. – Якутск : Институт национальных школ РС(Я), 2016. – 104 с.
7. Кыыс Дэбилийэ : Якутский героический эпос. – Новосибирск : Наука. Сибирская издательская фирма, 1993. – 330 с. – (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока). (На якутском и рус. яз.)
8. Куприянова Е. С. Символика образа кукушки в якутском и башкирском эпосах (на материале олонхо «Строптивый Кулун Куллустуур» и кубаира «Урал-батыр») / Е. С. Куприянова // Молодой ученый. – 2011. – № 8 (31). – С. 24–27.
9. Сатанар М. Т. К семиотической интерпретации мифологического образа Аал Луук мас в эпосе олонхо / М. Т. Сатанар // Oriental Studies. – 2020. – Т. 13. – № 4. – С. 1135–1154. – doi: 10.22162/2619-0990-2020-50-4-1135-1154.
10. Сатанар М. Т. Модель мира саха: семантика в ракурсе геометрии форм (на материале якутского эпоса) / М. Т. Сатанар, В. В. Илларионов // Российский гуманитарный журнал. – 2018. – Т. 7. – № 6. – С. 471–481.
11. Сатанар М. Т. Миропонимание эпической формулы аҕыс иилээх-саҕалаах аан ийэ дойду в свете физической теории единого поля / М. Т. Сатанар, В. В. Илларионов // Общественные науки. – 2017. – № 3. – С. 247–256.
12. Семенова Л. Н. Эпический мир олонхо: пространственная организация и сюжетика / Л. Н. Семенова. – Санкт-Петербург : Петербургское Востоковедение, 2006. – 232 с.
13. Габышева Л. Л. Цвето- и зоосимволика в якутском эпосе олонхо / Л. Л. Габышева // Советская тюркология. – 1984. – № 3. – С. 18–23.
14. Романова Е. Н. Якутский праздник ысыах: истоки и представления / Е. Н. Романова. – Новосибирск : Наука, 1994. – 98 с.
15. Габышева Л. Л. Фольклорный текст: семиотические механизмы устной памяти / Л. Л. Габышева. – Новосибирск : Наука, 2009. – 143 с.
Рецензия
Для цитирования:
Сатанар М.Т. Коды мифологических экспозиций якутского эпоса: сравнительный анализ разновременных записей олонхо. Эпосоведение. 2022;(4):97-108. https://doi.org/10.25587/SVFU.2022.50.90.010
For citation:
Satanar M.T. Mythological expositions codes in the Yakut epic: a comparative analysis of various time-period olonkho records. Epic Studies. 2022;(4):97-108. https://doi.org/10.25587/SVFU.2022.50.90.010